В мире кинематографа, и вообще в кино-вселенных, большую роль всегда играли и будут играть архетипы. Давайте сначала скажем, что есть большая разница между шаблонным персонажем и персонажем – архетипом.
Вообще архетип - это первичный образ, оригинал; общечеловеческие символы, положенные в основу мифов, фольклора и самой культуры в целом и переходящие из поколения в поколение (c) Википедия. Примерами архетипов являются Прекрасный Принц, Благородный Разбойник, Дева в Беде – уверена, вы сами не раз встречали в кино и сериалах персонажей, подходящих под данное описание. Разница между этим и шаблоном состоит в том, что шаблонность – это, как правило, именно что плохо прописанный персонаж, действия которого легко предугадываются, а характер одномерен и не подвержен развитию. В то же время персонаж – архетип может и имеет разнообразные черты, которые даже могут противоречить этому заявленному архетипу (правда, как правило это используется в качестве комедийного элемента). Так к архетипу «антигерой» одновременно можно причислить двух диаметрально противоположных по характеру персонажей – Бэтмена и Дэдпула. Один – мрачный борец с преступностью, добро в ежовых рукавицах, который и пару десяткой костей поломать может, второй – сумасшедший маньяк с проблемами в психике, искренне подражающий Капитану Америке и Человеку – Пауку в своём стремлении стать героем.
И, разумеется, каждый архетип имеет за собой ещё множество ответвлений и специфических классификаций, но я буду рассматривать архетипы в широком их варианте.
Архетип – это то, что помогает классифицировать героя, как темперамент или склад характера помогает классифицировать людей по разным группам. И как в людях нам может нравится или не нравится та или иная черта, как мы предпочитаем общаться с интровертами или экстравертами, серьезными людьми или обладающими чувством юмора, точно также мы любим или не любим определённую черту персонажа, на основе которых их делят на типы.
В связи с этим я представляю вам ТОП-9 моих любимых архетипов.

9. Only Sane Man (Единственный Вменяемый)
Представьте, что вы пришли в компанию, где все, как сейчас модно говорить, упороты. Творят непонятно что, говорят ересь и ведут себя совершенно неадекватно, а вы сидите посреди всего этого безобразия с ладонью, медленно прирастающей к лицу, и думаете – «Боже, что я тут делаю». Так вот, это и есть Единственный Вменяемый. Это персонаж, не поддающийся общему безумию, способный адекватно оценивать ситуацию и, как правило, единственный здесь способен логически мыслить. Часто Единственный Вменяемый используется в большей степени как комедийный элемент, например, персонаж мюзикла, который не может понять, почему все окружающие вдруг начали петь. Именно в комедии данный архетип проявляет себя лучше всего.

8. Badass Bookworm (Крутой Книжный Червь)
Индиана Джонс, Тони Старк, Питер Паркер – типичные представители этого архетипа в экшн-фильмах. Они умные и крутые, фактически все их способности получены при помощи собственных разработок и интеллекта (да, Паркера кусал паук, но устройства для пускания паутины он собрал сам). Они способны собрать телевизор из тостера и навалять плохим парням, умеют в равной степени пользоваться компьютером и пистолетом, могут процитировать главу учебника по ядерной физике или закатить пафосную речь.

7. Heterosexual Life Partners (Гетеросексуальные Партнёры)
Это такой архетип, который относится к дуэту персонажей, причём оба персонажа одного пола. Одним словом архетип называется словом «броманс». Он используется как в комедиях (JD и Тёрк из Клиники, Эбед и Трой из Сообщества, Чендлер и Джо из Друзей), так и в драме (Хаус и Уилсон из Доктора Хауса, Сириус Блэк и Рэмус Люпин из Гарри Поттера) и в общем-то представляет собой крепкую мужскую дружбу. А что может быть лучше крепкой мужской дружбы?

6. Badass (Крутой)
Я не буду приводить примеры, потому что название говорит само за себя. Крутой персонаж всегда вызывает восторг, пафосные речи захватывают дух, а демонстрация, может и не самая реалистичная, этой крутости вызывает желание сказать – ох, как это офигительно. Шаблонная сцена «Герой не оборачивается на взрыв» была использована столько раз, что, если склеить их все в одно видео, его можно будет показывать как отдельное кино. И её продолжают использовать, потому что это круто. Крутой персонаж заставляет нас думать «да, покажи всем!». Наверное, это что-то из детства, когда мы спорили на тему, чей папа сильнее, и кто победит – Годзилла или Терминатор. Да, часто в пользу крутости приходится жертвовать реалистичностью, но разве оно того не стоит? И не будем забывать о том, что Крутые Герои, всё же, точно также бывают разными, точно также как сцена может быть «круто-экшеновой» или «круто-драматичной» или «круто-пафосной». Всё дело в том ощущении детского восторга, которое пробуждается с появлением Крутого на экране.

5. Action Girl (Девушка в действии)
Это как женский вариант Крутого – фактически, те же самые параметры, только с девушкой. И знаете, это выглядит ещё круче. Мужчина уже сам по себе ассоциируется с брутальностью, и от него крутости как-то подсознательно ожидаешь. Крутой мужик – скорее правило, чем исключение из него. Женщины позиционируются обществом как слабый пол, поэтому когда на экране появляется Лара Крофт или Зена, зритель приходит в восторг. Мне нравится этот архетип в первую очередь потому что мне нравятся сильные женщины, не только физически, разумеется, но и морально. Мне нравится, когда героиня не отсиживается в сторонке, а принимается активное участие в происходящем. Особенно колоритно это смотрится, когда девушке приходится защищать своего суженного, например, так происходит в парах Эбби - Конрад (Первобытное) и Эми – Рори (Доктор Кто).

4. Lawful Evil (Справедливое зло)
Возможно этот архетип наиболее шаблонный и классический из всех, но я просто в восторге от справедливых злодеев. Отрицательный персонаж, который соблюдает кодекс чести, который не убивает людей просто потому что это весело и щадит стариков и детей (с) – в этом образе что-то есть. Это показывает, что даже у того, кто творит зло, всё равно остаются какие-то моральные принципы, кодексы, правила, и это делает персонажей ярче, интереснее. Удивительно, но для меня эталоном справедливого зла стал не какой-то определённый персонаж, а раса, представленная в сериале Доктор Кто. Сонтаранцы – это такие дядечки, похожие на картошку, воины, следующие своему кодексу чести. В сериале был эпизод, когда сонтаранец вылечил вражеского солдата, чтобы тот мог умереть с честью от рук другого воина.

3. The Chessmaster (Манипулятор)
Название вполне себе говорящее. Манипулятор – это такой человек, для которого всё происходящее лишь шахматная доска, а люди – фигуры, которые он двигает. Вы вполне можете обнаружить, что события, кажущиеся простым совпадением, оказываются с самого начала спланированы Манипулятором. Причём в этой роли может выступать как отрицательный, так и положительный персонаж, но узнать истинную сущность его планов, понять, что произошло на самом деле и осознать, что всё было подстроено – всегда интересно. Хотя, как и окружающие Манипулятора персонажи, после такого зритель будет чувствовать себя слегка преданным.

2. Shadow (Тень)
Тень – это персонаж, как правило, отрицательный, с которым сопоставляется наш положительный герой. Разумеется, не каждый злодей будет являться Тенью Героя только на основе противопоставления понятий «добро – зло». Тень по характеру и предыстории во многом похожа на Героя, возможно, переживала похожие события, потери, чувства. Тень и Герой могут даже разделять одну и ту же идеологию, смеяться над одними шутками, использовать похожие методы, однако в конечном счёте Герой всегда выбирает для себя светлый путь, в то время как Тень остаётся там, где и должна быть – в темноте. Одним из ярких примеров теневой аналогии будет противостояние Шерлока Холмса и Джима Мориарти (Шерлок BBC) – параллель была проведена ещё в оригинальной книге, но именно создатели сериала сделали её более отчетливой и построили вокруг неё основной сюжет. Холмс и Мориарти почти напрямую сравниваются ими самими, они используют те же фразы и жесты, их реакции на многие поступки окружающих оказываются похожими. При этом, однако, зритель понимает, что Шерлок не пересечёт ту грань, отделяющую его от Мориарти, чего, например, нельзя сказать о другой яркой параллели Доктор – Мастер (Доктор Кто), о которой не говорится напрямую, но показана она достаточно чётко. Оба гениальны, могущественны, оба идут с приставкой анти (Доктор – антигерой, Мастер – антизлодей по многим параметрам, особенно это видно в эпохе Третьего и серии «Конец Времени» Десятого), оба манипуляторы и могут приносить жертву ради цели – разница только в том, что Доктору насилие противно, а Мастер использует его как основное средство. Фактически, Доктор, особенно в своих самых тёмных регенерациях, находится в полушаге от того, чтобы стать Мастером, что нам довольно ясно дали понять в сюжетом линии «Суд над Повелителем Времени» эпохи Шестого, когда нам фактически показали тёмного Доктора, по характеру очень похожего на Мастера.
Конечно, антигерои дают куда больший простор для параллелей с Тенью, однако и классический герой может обзавестись оной. Самый наглядный пример – Гарри Поттер и Волан-де-Морт. В книге, опять же, читателю напрямую говорят о сходстве этих двоих, подчёркивая его на протяжении всей серии.

1. Antihero (Антигерой)
Есть какой-то свой шарм в том, как герою приходится слезать с белого коня и снимать блестящие на солнце доспехи, пачкать руки в грязи и чужой крови ради справедливости и безопасности тех, кто ему дорог. Такие герои могут жертвовать жизнями других, манипулировать людьми, идти на хитрость, могут быть саркастичными и страдать от дурных привычек. Но именно они становятся самыми яркими, самыми любимыми – наверное, за их приближенность к реальной жизни, ведь в реальности нет идеальных людей. Я поставила этот архетип на первое место именно потому, что большинство моих любимых персонажей относятся к нему. Тёмная сторона всегда делает персонажа красочнее, недостатки – реальнее. Антигерои могут быть разными: циничный Грегори Хаус, социопат – Шерлок, мрачный как туча Дерек Хейл, готовый жертвовать другими ради высшего блага Джек Харкнесс, слегка сумасшедший «Приближающийся Шторм» Доктор. Все они – разные, и все они понимают, что, будучи идеалистом, ты не выживешь, что иногда нужно чем-то жертвовать, собою, другими, если это нужно ради спасения чего-то большего. Антигерои всегда несчастны, часто – одиноки, они ищут разные способы спрятать свою внутреннюю боль. А она всегда есть у кого, кому приходится жертвовать.

При создании материала были использованы статьи с сайти tvtropes.com

Вопрос: Была ли Вам нова/интересна/полезна эта информация?
1. да 
6  (100%)
2. нет 
0  (0%)
Всего: 6

@темы: размышления