Отчего-то считается, что в классике спутницы Доктора занимали позицию дам в беде. Очевидно, считается это только теми, кто классику не смотрел или смотрел пару-тройку эпизодов.
Вот одна интересная тенденция, пришедшая с нью скулом: спутницы нью скула всегда спасают масштабно. Роза спасла Вселенную от далеков, Марта – Землю от Мастера, Донна – опять Вселенную и опять от далеков, Эми помогла перезапустить Вселенную заново, Клара рассеяла себя по временному потоку, чтобы спасать Доктора от Великого Интеллекта в разных точках истории. Они – спутницы титулованные, Злой Волк, Святая Марта, Самая Важная Женщина Во Вселенной, Девочка, которая Ждала, Невозможная Девушка. Это забавно в том числе и потому, что, за редким исключением, мало кто действительно что-либо делал ради того, чтобы заработать эти титулы, а если и делал, то возникает вопрос – ну вот как у тебя это вышло?
На их фоне, конечно, складывается ощущение, что классические спутницы Доктора как-то стояли в сторонке. Но нет, не было такого, просто они не спасали Вселенную, но и Доктор, спешу указать, тоже не делал это в конце каждого сезона. Это при том, что Джо Грант была на «ты» с Мастером, а Эйс колотила далеков бейсбольной битой. Быть может, они не спасали всё сущее, но они были теми, что упускает НС, причём совершенно независимо от того, кто является шоураннером, Девис или Моффат – они были обычными людьми. Сара Джейн, журналистка, оказавшаяся не в том месте, Адрик, мальчик из параллельной Вселенной, Нисса, принцесса с другой планеты, Турлоу, сын проигравшего в гражданской войне, даже Романа, которая вообще была таймледи, как-то умудрялись при всём этом не наполучать громких имён, а ведь они спасали планеты наравне в Доктором, точно также рисковали своей жизнью. Сейчас НС тоже стремится к этой «обычности», но при этом хочет сделать всё как можно пафоснее – оставьте, для пафоса есть Доктор. Шоу в целом стало масштабнее, если ОС был про путешествия по другим мирам, но НС – больше о спасении этих миров. Забавно, но в новых сериях действие редко когда происходит на других планетах – это либо Земля на одном из этапов своего развития, либо очередной космический корабль. Возможно, это не плохо, но это приедается, и тут же возникают вопросы, как так вышло, что в 70-х создатели Доктора могли придумывать целые миры, общества, иные цивилизации, а сейчас, при всём развитии техники, позволяющей нарисовать новую планету на компьютере, этого не происходит. На каком-то комедийном шоу однажды сказали: «Для вас это полиэтилен, а для дизайнеров Доктора Кто – десять монстров». И ведь правда был какой-то шарм в резиновых динозаврах, окрашенной в зеленый пупырчатой плёнке, и при этом – целых городах, планетах, Галактиках, построенных из материалов, которые можно купить в магазине «Всё для дома».
Это не значит, что прогресс – плохо. Но стремление всё сделать масштабным тоже не приводит ни к чему хорошему. НС временами почти скатывается в Голливуд.
В защиту НС скажу, что он всё-таки эмоциональнее. Сейчас пишут по-другому, снимают по-другому и играют по-другому. Сейчас акцент на внутреннее содержание персонажа куда больше, а из зрителя стараются выжимать такое количество слёз, будто за каждые пол литра создателям доплачивают. Сегодня Доктор Кто стал масштабнее, но трагичнее, более персонализированным и акцентированным на драмах людей.
Вопрос уже не в том, хуже это или лучше, а в том, что сейчас больше подходит сегодняшнему зрителю.